Часто задаваемые вопросы
Версия для слабовидящих

Часто задаваемые вопросы

Такси

Как проверить легальность такси?

На сайте Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, в разделе http://infrastruktura.gov39.ru/activity/transport/check_legality_taxi.php ввести в строку поисковика гос.номер и получить полную информацию по интересующему вас автомобилю.


Предъявляются ли требования к цвету автомобиля такси?

Предъявляются. На территории Калининградской области автомобиль такси должен соответствовать цветовой гамме кузова желтого цвета (п. 3 ст. 14 закона Калининградской области от 26.12.2014 № 381 «Об организации транспортного обслуживания населения и об организации дорожного движения в Калининградской области»).


Обязательно ли наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при перевозке пассажиров?

Наличие разрешения обязательно. В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель транспортного средства обязан в том числе иметь при себе разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.


Какая информация должна находится в салоне автомобиля такси?

В соответствии с п. 117 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Также в соответствии с п. 118 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 в легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.


Обязательно ли наличие путевого листа при осуществлении перевозок легковым такси?

Наличие путевого листа обязательно. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).


Обязательно ли наличие таксометра при осуществлении перевозок легковым такси?

В настоящее время законодательством не предусмотрена обязательная установка таксометра на автомобиль такси. Однако в случае наличия данного прибора в автомобиле плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра (п. 110 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).


Дорожная деятельность

Кто контролирует состояние автомобильных дорог общего пользования федерального значения?

Руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Приказом Минтранса России от 10 мая 2017 года № 184 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по надзору за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения.


Кто контролирует состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также местных дорог, в том числе в населенных пунктах?

Руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, не являющихся автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения) или органов местного самоуправления (муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения), в том числе в части разработки основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов соответствующего уровня. С учетом проблем, затронутых в обращениях граждан, формируются программы дорожных работ на последующие годы в пределах выделяемых объемов финансирования, а также ведется работа по включению мероприятий по приведению в нормативное состояние участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствующие государственные и муниципальные программы в сфере дорожного хозяйства.


Кто контролирует безопасность дорожного движения?

Обеспечение безопасности дорожного движения находится в компетенции Управления ГИБДД УМВД России по Калининградской области.


О выдаче технических требований и условий на строительство примыкания к автомобильным дорогам общего пользования для организации доступа к земельному участку.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию капитальный ремонт и ремонт примыканий. Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ определено, что владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.


О порядке движения транспортных средств по автомобильным дорогам в период введения весенних и летних ограничений.

На автомобильных дорогах Российской Федерации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения могут вводиться временные ограничения движения транспортных средств.

Так, в весенний период по результатам оценки технического состояния автодорог движение транспортных средств ограничивается посредством установления предельно допустимых осевых нагрузок, определяемых:  

 - для автомобильных дорог общего пользования федерального значения – актом Федерального дорожного агентства в соответствии с Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным приказом Минтранса России от 12 августа 2011 года № 211 (далее – Порядок осуществления временных ограничений);

- для автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения – в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.    

Таким образом, введение ограничения движения транспортных средств на весенний период по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального, местного значений, относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации Администрации/Правительства области, края, республики и др.).            

Учитывая изложенное, сведения о введении временного ограничения движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения можно получить, обратившись в соответствующий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьём ведении находятся соответствующие автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения. При этом законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в период введения весеннего ограничения движение по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств. При введении временных ограничений на дорогах федерального значения в случае, если параметры транспортного средства превышают значения допустимых осевых нагрузок, установленных на период весеннего ограничения движения, но не превышают значений, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее – Правила), то специальные разрешения на движение такого транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения выдаются в следующем порядке:                                                           

- уполномоченный орган, с территории обслуживания которого начинается маршрут движения транспортного средства, превышающего установленные приказом Росавтодора весовые параметры, выдает специальное разрешение на движение транспортного средства только по всем федеральным дорогам, входящим в заявленный маршрут движения;                                                                 

- в случае если маршрут транспортного средства проходит также и по региональным, межмуниципальным и (или) местным дорогам и на таких дорогах введено весеннее ограничение движения, то для получения специального разрешения в период ограничения необходимо также обратиться и в территориальные органы управления соответствующими автомобильными дорогами.

Вышеуказанная процедура оформления специальных разрешений в весенний период ограничения движения не распространяется на движение транспортных средств, весогабаритные параметры которых превышают предельно допустимые значения, определенные Правилами, то есть автотранспортные средства являются тяжеловесными в обычное время.                

Пунктом 20 Порядка осуществления временных ограничений определены транспортные средства и грузы, на движение и перевозку которых весеннее ограничение движения не распространяется. В летний период ограничение вводится для тяжеловесных транспортных средств при их движении по федеральным автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием при значениях дневной температуры воздуха свыше 32 °C путем внесения в специальное разрешение записи следующего содержания: «при введении временного ограничения в летний период движение разрешается в период с 22.00 до 10.00» (далее – летнее ограничение движения). 

К категории тяжеловесных транспортных средств в рассматриваемом случае относятся транспортные средства (с грузом или без груза), превышающие предельно допустимые значения осевых нагрузок, установленные Правилами. Пунктом 24 Порядка осуществления временных ограничений определены транспортные средства и грузы, на движение и перевозку которых летнее ограничение движения не распространяется.


О полномочиях органов по контролю весогабаритных параметров транспортных средств на автомобильных дорогах и о правомерности применения контрольно-надзорными органами штрафных санкций в отношении перевозчиков.

Положениями Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 года № 125, функции по весогабаритному контролю транспортных средств закреплены за сотрудниками Ространснадзора и Госавтоинспекции. Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся весогабаритного контроля транспортных средств, могут быть разъяснены соответствующим контрольно-надзорным органом (Северо-Западное МУГАДН Калининградский отдел автотранспортного и автодорожного надзора или Управление ГИБДД УМВД России по Калининградской области).

 

Что такое придорожная полоса?

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.


Какое расстояние от дороги занимают придорожные полосы?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) 75 метров – для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) 50 метров – для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) 25 метров – для автомобильных дорог пятой категории;

4) 100 метров – для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) 150 метров – для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.


В чем отличия «красной линии» и «полосы отвода»?

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В отличие от полос отвода автомобильных дорог, определяющих границы земель транспорта, красные линии, обозначая планируемые границы линейных объектов, могут проходить по территории ранее отведенных земельных участков, что является характерным в условиях сложившегося землепользования. Красные линии являются основанием для выноса их в натуру (на местность) в период освоения и/или реконструкции территории, обязательны для учета при подготовке проектов планировки территории, при межевании застроенных или незастроенных территорий, при подготовке градостроительных планов земельных участков, при архитектурно-строительном проектировании, при формировании земельных участков и оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации, а также при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.


О выдаче разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на территории Калининградской области.

В соответствии с положениями постановления Правительства Калининградской области от 28  октября 2005 года № 20 «О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области» Министерство развития инфраструктуры Калининградской области выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) Калининградской области, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах территории Калининградской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.


Контроль организации дорожного движения

В каких случаях необходима разработка проектов организации дорожного движения?

Проекты организации дорожного движения разрабатываются:

1) на период эксплуатации дорог или их участков;

2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;

3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.


Какими документами устанавливаются требования к комплексным схемам организации дорожного движения и проектам организации дорожного движения?

Комплексные схемы организации дорожного движения и проекты организации дорожного движения должны быть выполнены в соответствие с Приказом Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», за исключением:

- маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств - требования к составу проекта организации дорожного движения установлены Приказ Минтранса России от 12.01.2018 № 10;

- проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, - требования к составу и содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Кто согласовывает и утверждает проекты организации дорожного движения?

Автомобильные дороги федерального значения

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются ФКУ Упрдор «Северо-Запад» (http://nwroads.ru/).

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Калининградской области.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Калининградской области либо их участков, утверждаются Министерством развития инфраструктуры Калининградской области (http://infrastruktura.gov39.ru/), по согласованию:

- с филиалом ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в г. Калининграде при условии, что автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их (http://nwroads.ru/);

- с государственным казенным учреждением Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» (http://dor39.ru).

- Администрациями городских округов, в границах которых проходят автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения либо их участки (https://gov39.ru/vlast/muni/).

- Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (https://39.мвд.рф/umvd/structure/traffic-police).

Автомобильные дороги местного значения.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:

- с филиалом ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в г. Калининграде при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их (http://nwroads.ru/);

- с Министерством развития инфраструктуры Калининградской области, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (http://infrastruktura.gov39.ru/);

- с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.


Транспорт

Как оформить лицензию на перевозку пассажиров автобусом?

Порядок получения лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195.

 

Законно ли изъяли при проведении предполетного досмотра предметы или вещества?

Перечень запрещенных к перевозке предметов и веществ в ручной клади и багаже установлен Правилами предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104, и приложением к Правилам проведения досмотра дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227.

 

Нужно ли с 01.03.2019 получать лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, если осуществляется перевозка пассажиров для собственных нужд?

Категория: Автомобильный и городской пассажирский транспорт

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.03.2019 лицензированию будет подлежать деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Кроме того, в указанной норме содержится закрытый перечень перевозок, не подлежащих лицензированию.

В связи с тем, что перечень не содержит исключение для перевозок пассажиров в некоммерческих целях, в том числе для собственных нужд, такая деятельность с 1 марта 2019 г. будет подлежать лицензированию.

 

Куда предоставляется уведомление о начале осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом?

Уведомление о начале   предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) необходимо направить в территориальное управление государственного автодорожного надзора по месту регистрации предприятия, согласно ч.1, п.6 ч.2, ч.5 ст. 8 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».


На кого возможно возложить обязанности по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 6 апреля 2017 г. № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г., регистрационный № 47160) установлено, что предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

В соответствии с порядком заполнения путевых листов, утвержденным приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Требования, предъявляемые к контролеру установлены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032).

Необходимый уровень знаний и умений контролера достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

Таким образом, в случае, если профессиональный уровень работника соответствует указанным требованиям, то на него возможно возложить обязанности контролера.

 

С какого возраста взимается плата за проезд детей в автобусах городского, пригородного и междугородного и сообщения?

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) установлено, что при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи;

перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Частью 2 статьи 21 Устава определено, что в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им  отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Таким образом, в городском и пригородном сообщении пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения в случае, если используемое для таких перевозок транспортное средство не оборудовано ремнями безопасности.

В случае если перевозки в городском или пригородном сообщении, осуществляются транспортными средствами оборудованными ремнями безопасности, то стоимость билета в таком транспортном средстве для двух детей до 12 лет при одном пассажире не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

В междугородном сообщении пассажир имеет право перевозить детей только с предоставлением им отдельных мест для сидения. При этом плата при провозе двух детей не старше 12 лет при одном пассажире не может превышать пятидесяти процентов за каждого ребенка.

 

С какого возраста взимается плата за проезд детей в автобусах городского, пригородного и междугородного и сообщения? Должны ли все автобусы междугородного сообщения быть оборудованы ремнями безопасности? Является ли их отсутствие нарушением?

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

- перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи;

- перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Частью 2 статьи 21 Устава определено, что в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

В соответствии с пунктом 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Таким образом, в междугородном сообщении пассажир имеет право перевозить детей только с предоставлением им отдельных мест для сидения. При этом плата при провозе двух детей не старше 12 лет при одном пассажире не может превышать пятидесяти процентов за каждого ребенка.

При этом, пункт 5.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – Правила), предусматривает обязанность пассажира при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими.

Таким образом, в случае если транспортное средство осуществляет перевозки в городском или пригородном сообщении, обязательного требования об оснащении такого транспортного средства ремнями безопасности не установлено, однако если оно оборудовано ремнями безопасности, то все пассажиры должны быть пристегнуты, а стоимость билета в таком транспортном средстве для двух детей до 12 лет при одном пассажире не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Таким образом, пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения в случае, если используемое для таких перевозок транспортное средство не оборудовано ремнями безопасности. 


Энергетика

Как определяется уровень напряжения при применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе в случае если энергопринимающее устройство потребителя электрической энергии (мощности) присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, на которых происходит преобразование уровня напряжения (трансформация), опосредованно через объекты третьих лиц или бесхозные объекты?

В соответствии с пунктом 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 740, при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке:

- в случае если энергопринимающее устройство потребителя электрической энергии (мощности) расположено в субъекте Российской Федерации, на территории которого введен в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике уровень напряжения ВН1, и присоединено, в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства к объектам электросетевого хозяйства, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, принимается уровень напряжения ВН1;

- в иных случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства;

- в иных случаях, если энергопринимающее устройство и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации;

- в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности), а в случае, если такие энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные объекты к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Учитывая изложенное, к энергопринимающим устройствам потребителей электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенным к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, на которых происходит преобразование уровня напряжения (трансформация), применяется тот уровень напряжения, на котором подключены объекты иных лиц, не оказывающих услуги по передаче, или бесхозяйные объекты, через которые происходит опосредованное присоединение таких потребителей электрической энергии (мощности) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

 

Что такое безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии и как определяется их стоимость и объем?

В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) бездоговорное потребление электрической энергии это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Безучетным потреблением называется потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основных положений порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с Основными положениями (не реже 1 раза в год) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями пункта 166 Основных положений к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода.

В соответствии с пунктом 84 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период осуществления такого потребления на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, рассчитывается по нерегулируемой цене, определенной за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, как сумма следующих составляющих:

- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определенная по результатам конкурентных отборов на сутки вперед для балансирования системы коммерческим оператором за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована коммерческим оператором;

- произведение коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824, и средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована коммерческим оператором;

- тариф на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая в соответствии с пунктом 101 Основных положений.

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с Основными положениями за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.

Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.


Чем грозит отсутствие прибора учета электрической энергии?

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), предусмотрено определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями и приложением № 3.

В силу п. 181 Основных положений для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета, если иное не установлено в пункте 179 Основных положений, вплоть до даты допуска прибора учета в эксплуатацию объем потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств и 24-часовой работы энергопринимающих устройств. Если в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)) отсутствуют данные о максимальной мощности, то ее величина определяется исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля), номинального фазного напряжения, коэффициента мощности при максимуме нагрузки (при отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9) и 24-часовой работы энергопринимающих устройств.

В отношении потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, в расчетном способе используются также и почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки, рассчитанные в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям исходя из объема потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки (мощности).

Необходимо отметить, что перечисленные выше расчетные способы определения объема потребленной электрической энергии применяются и в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой, начиная с третьего расчетного периода.


Что такое величина максимальной мощности и существуют ли штрафные санкции за потребление электрической энергии свыше величины максимальной мощности?

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, максимальной мощностью называется наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Максимальная мощность является существенным условием договора оказания услуг по передаче электрической энергии и договора энергоснабжения.

Стоит отметить, что договоры, заключенные с нарушением установленных требований к их заключению и (или) содержащие условия, не соответствующие установленным требованиям, могут быть признаны недействительными полностью или в какой-либо части в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, потребитель электрической энергии (мощности) вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Действующим законодательском об электроэнергетике не предусмотрено штрафных санкций финансового характера за превышение максимальной мощности.

 

Кто и за чей счет должен производить замену прибора учета электрической энергии?

В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (статья 13 Закона об энергосбережении), если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм учет электрической энергии должен быть обеспечен за счет средств собственника квартиры.

 

Правомерна ли установка прибора учета электрической энергии на опоре возле земельного участка?

В соответствии с п. 144 Основных положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с Основными положениями, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с п. 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, установлены приложением № 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627.

Учитывая изложенное, Департамент развития электроэнергетики считает возможным перенос прибора учета электрической энергии в доступное для проверяющих место при соблюдении вышеуказанных нормативных правовых актов.

 

Кто и за чей счет осуществляет действия по перепрограммированию приборов учета электрической энергии?

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению.

Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.

Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.

 

Каковы особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории СНТ?

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Согласно пункту 2(2) Правил действие указанных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В соответствии с пунктом 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным указанными Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.